«Мир людской, разворошенный революцией...» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Информационно-методическая библиотека


Самарского дворца детского и юношеского творчества

Великий сказал, что тот, кто не помнит своей истории, обречен на ее повторение.

В этом году вся страна готовится отмечать 100-летие революции, перевернувшей ход российской истории. Когда мы в школе впервые начинаем изучать эти исторические события (а это, кажется, 9-10 класс), мы с большим трудом ориентируемся в этом океане имен, названий и дат. Такой снежный ком разнообразных событий запустил февраль — и затем октябрь 1917 года.

Но что, если заглянуть в это темное прошлое, которым нас так пугают в школе, поглубже? Выяснится, что на фоне февральских и октябрьских событий внутри страны, тревожной политической ситуации в мире — протекала вполне себе обыкновенная жизнь обыкновенных (или — необыкновенных?) людей. Они так же, как мы, ходили по улицам, встречались с друзьями, посещали театры и рестораны. Они писали стихи и создавали музыку. У них были свои маленькие радости и потери. Кто-то из них, скорее всего, даже не видел и не понимал за своими будничными делами тень надвигающейся угрозы. Жизнь и творчество других же неразрывно переплелись с судьбой их страны — став или личной трагедией, или личной победой.

Мне всегда казалось интересным именно это — как простой человек живет и ведет себя в подобном водовороте событий. Меняются ли его взгляды, претерпевает ли трансформации его творчество?

Вставшие на сторону Революции поэты — Мяковский, Блок, Есенин (хотя отношениям этого человека с революцией и политической элитой стоит посвятить отдельную статью) — создали своим творчеством широкий пласт культуры, романтизирующей мятежный дух русского человека, его силу и глубину.

Однако не смогла принять события 1917 года поэт Марина Цветаева — большими потерями обернулись для нее, чуткой и возвышенной, политические перевороты в стране.  Великолепно изобразил трагедию русской интеллигенции в революционные годы Алексей Толстой в романе «Хождение по мукам». В дни переворота, находясь в Москве, писатель запишет в своем дневнике: «Мое духовное и физическое тело связано с телом государства; потрясения, испытываемые государством, испытываются мною».

Уже после революции в литературное сообщество России ворвался Михаил Шолохов с романом «Тихий Дон» - произведением, которое многих спустило с небес на землю, показав гражданскую войну на Дону такой, какой она истинно была для простого населения — страшной, бессмысленной, братоубийственной. Чудом не попавший под арест за свою активную гражданскую и писательскую позицию, получивший заступничество самого Сталина, Шолохов смог стать одним из самых ярких писателей своего времени.

Мнения историков по поводу причин и влияния революции на судьбу России разнообразны и, подчас, противоречивы.

Но мы можем посмотреть на эти события изнутри, откинув всякое оценочное отношение. Мы можем посмотреть на них глазами творцов своего времени, людей, которые отразили и сохранили происходящее в своих стихах и прозе, сделав его действительно эмоциональным, прочувствованным, очень понятным читателю в любое время.

И, может быть, кто-то возразит мне, что такая серьезная наука, как история, не терпит эмоций и субъективизма. Но все же историю творят не даты, не военные единицы, не обласканные властью летописцы. Историю творим мы, люди, и разве не очевидно было бы изучать ее через лучших людей своего времени?

Мне хотелось бы рассказать о том, чем жили русские поэты и писатели в революционные годы. Как сложилась их жизнь, изменилась ли она под влиянием внешней ситуации, как они отразили ее в своем творчестве.

Мы начинаем серию публикаций о революционных — во всех смыслах — авторах.

Что прочесть?

  • «Белая гвардия» М. Булгаков
  • «Донские рассказы» М.Шолохов
  • «Окаянные дни» И.Бунин
  • «Хождение по мукам» А.Толстой
  • «Несвоевременные мысли» М. Горький
  • «Доктор Живаго» Б.Пастернак
  • «Двенадцать» А.Блок

uGsGO0M0z0Q