Климушкин Николай Викторович (1950), художник, график.
Николай Климушкин родился в 1950 году в Тольяти. В 1972 окончил Пензенское художественное училище (факультет живописи). В 1982 окончил факультет графики института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
В середине 1980-х работал в Экспериментальной литографской мастерской имени Н.А. Тырсы при Ленинградском отделении Союза художников. С 1990 - член Союза художников России. Участник городских, республиканских и международных выставок.
Персональные выставки художника прошли в Самаре, Тольятти, Санкт-Петербурге, Сосновом Бору.
Работы находятся в Государственном Русском музее, Национальной библиотеке, в частных собраниях США, Германии, Англии.
Художник начал свой творческий путь в середине 1980-х годов с работы в экспериментальной литографской мастерской им. Н. А. Тырсы при Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Используя выразительные возможности литографии, молодой график следовал лучшим традициям мастеров ленинградского эстампа - Н. Тырсы, В. Конашевича, Г. Верейского, Ю. Васнецова, Б. Ермолаева, В. Матюх, А. Якобсон. В ранних работах художника можно заметить влияние К. Малевича и Н. Гончаровой, но в то же время выбор сюжетов, их трактовка, уже говорили о творческой самостоятельности художника.
Основная тема творчества Николая Климушкина - жизнь и судьба человека русской глубинки. Над своей «Русской серией» он работает на протяжении всей жизни. Интерес к фольклорным мотивам, проявившийся с юности, словно тонкий ручеек превратился в полноводную реку образов, в которых тесно переплелись персонажи славянской мифологии и современные обитатели небольших русских городков и деревень. Особая тяга художника, родившегося и выросшего на Волге, к жизни русской провинции, ее глубокое осмысление выливаются в выразительные композиции, полные сочувствия к персонажам и легкой добродушной иронии. Одушевление природы, свойственное народному мифологическому сознанию, непосредственность выражения чувств роднит эти произведениями с крестьянским искусством. Образы народного искусства, олицетворяющие добро и зло, придают сюжетам вневременной характер и символический смысл. Художник использует мифологический язык для выражения своего мировоззрения, своих этических идеалов. Он населяет свои полотна персонажами, олицетворяющими доброе и злое начало.
Поездка в 2000 году на Север, в Карелию и Каргополье, вдохновила художника на создание нового цикла - «Северные мотивы». Строгость и первобытность форм произведений мастеров народного декоративно прикладного искусства, аскетичность северной архитектуры, необычность церковных песнопений, поразившие художника, нашли свое воплощение в работах этого цикла.
Мотивы северного народного искусства, выполненные зачастую в пастели, воссоздают суровый дух северной природы и атмосферу незыблемости жизненного уклада. Работы этой серии обычно сдержаны в колорите, графичны и геометричны, словно древняя резьба. Предпочтения художника отдаются холодной, серебристо-голубоватой гамме, напоминающей о расписных «небесах» в северных деревянных храмах. Большинство композиций симметричны, уравновешенны. В произведениях этого цикла художник создает загадочный и поэтически-возвышенный образ Русского Севера.
>Творчество Николая Климушкина, истоками своими уходящее в народное искусство с его искренностью и непосредственностью и русскую икону с ее духовностью и символическим языком, - это обостренное философское размышление над вечными темами жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла. В нем произошел уникальный сплав художественных традиций народного и профессионального искусства, преломленный через мироощущение современного художника. Созданный им мир образов построен на глубокой вере в уникальность и самобытность русской культуры.>В настоящее время художник живет и работает в г. Санкт-Петербурге.
Предлагаем Вашему вниманию презентацию о творчестве художника Н.В. Климушкина.